В соответствии с частью 1 публикации 79 Штатского процессуального кодекса России (ГПК РФ) выполнение экспертизы вполне может быть доверено судебно-экспертному заведению, точному специалисту либо нескольким специалистам. Четкого определения термина «эксперт» в ГПК РФ не находится, но из совместного резона аналогичных общепризнанных мерок можно прийти к выводу, что под специалистом имеется ввиду гражданин (физическое лицо), владеющий особыми познаниями в сфере науки, техники, художества либо дела.
Что же касается определения «судебно-экспертное учреждение», то его ГПК РФ также не открывает, и вот тут появляется ряд вопросов, четкого решения на которые кодекс не позволяет.
По общепризнанным меркам прав человека, под заведением видится торговая организация, разработанная владельцем для выполнения административных, социально-культурных либо других функций торгового характера.
В то же время очень многие экспертные компании формируются в фигуре внимательных сообществ, т.е. считаются платными организациями. Также, определенные экспертные компании формируются в торговых фигурах, прекрасных от заведения – к примеру, торговые партнерства.
В этой связи появляется вопрос – разносится ли термин «экспертное учреждение», находящийся в ГПК РФ, лишь на заведения как такие, либо выполнение экспертизы вполне может быть доверено любой экспертной компании вне зависимости от организационно-правовой формы? Ответ на данный вопрос в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует.
Определенную четкость в оцениваемую неприятность придает государственный законопроект от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О федеральной судебно-экспертной деятельности», но его расположения идут лишь на федеральные экспертные заведения.
Так, по публикации 11 этого законопроекта под федеральными судебно-экспертными заведениями предполагаются специальные заведения государственных органов аккуратной власти, органов аккуратной власти объектов России, предназначенные для обеспечения выполнения прав судов, арбитров, органов дознания, лиц, изготовляющих следствие, следователей за счет компании и изготовления судейской экспертизы.
Публикацией 41 законопроекта № 73-ФЗ учтено, что в соответствии с общепризнанными мерками процессуального законодательства экспертиза может выполняться за пределами федеральных судебно-экспертных заведений лицами, владеющими особыми познаниями в сфере науки, техники, художества либо дела, не считающимися федеральными судейскими специалистами.
Но порядок предназначения экспертизы, включая определение круга лиц, которым она вполне может быть взвалена, ставится этим самым процессуальным законодательством, к которому посылает обозначенная публикация. Как следствие эта норма законопроекта № 73-ФЗ не в состоянии толковаться как сдерживающая право трибунала доверить выполнение экспертизы без установки точного специалиста другим заведениям, не изображающим федеральными, при неимении такого ограничения прямо в ГПК РФ.
Нужно отметить, что, например, уголовно-процессуальное законодательство прямо учитывает вероятность задания судейской экспертизы негосударственному экспертному заведению (пункт 60 публикации 5, пункт 2 части 1 публикации 195 Уголовно-процессуального кодекса России). В арбитражном процессе, в отличии от штатского, определение законодателем круга лиц, которым вполне может быть взвалена нэу независимая экспертиза, неоднозначных вопросов не вызывает.
Так, частью 1 публикации 83 Арбитражного процессуального кодекса России (АПК РФ) учтено, что экспертиза ведется федеральными судейскими специалистами по приказу начальника федерального судебно-экспертного заведения и другими специалистами среди лиц, владеющих особыми познаниями.
Пунктом 3 распоряжения Пленума Высочайшего Арбитражного Трибунала России от 20.12.2006 г. № 66 «О определенных вопросах практики использования арбитражными судами законодательства об экспертизе» учтено, что при задании выполнения экспертизы лицу, не считающемуся федеральным судейским специалистом, в определении о направлении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество специалиста, данные о его образовании, квалификации, стаже работы и занимаемой должности.
Так что, арбитражный кодекс с учетом его формального объяснения Пленумом ВАС РФ устанавливает круг лиц, которым поручается выполнение экспертизы, так: экспертиза вполне может быть взвалена или федеральному судебно-экспертному заведению (тогда точный специалист назначается управляющим такого заведения), или прямо специалисту. Нужно отметить, что пункт 1 вышеобозначенного распоряжения Пленума ВАС РФ требует установки данных об профессионале (его фамилии, имени и отчества) в определении трибунала о направлении экспертизы даже в случае, если экспертиза поручается федеральному экспертному заведению. Что же касается штатского процессуального законодательства, то оно требует доводки в части определения статуса экспертного заведения и решения вопроса о том, в каких вариантах в определении о направлении экспертизы подлежат предписанию данные о точном профессионале, которому поручается выполнение экспертизы.
Какие условия определены законодательством к лицу, проводящему экспертизу? По каким причинам специалисту можно сообщить вывод?
По части 1 публикации 55 АПК РФ специалистом в арбитражном суде считается лицо, владеющее особыми познаниями по касающимся оцениваемого дела вопросам и установленное трибуналом для дачи решения. Аналогичное определение необходимо из совместных утверждений ГПК РФ о изготовлении экспертизы (буквальная трактовка этого термина, как обозначено выше, в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует).
В зависимости от описанного, главным условием к кандидатуре специалиста считается содержание у него особых познаний, нужных для изготовления экспертизы. Такое содержание, обычно, подтверждается дипломом о аналогичном образовании, и другими бумагами – доказательством о увеличении квалификации, доказательством о членстве в соединениях судейских специалистов и т.п.
В случае, если гранями предоставляются различные кандидатуры специалистов, трибунал, обычно, поручает экспертизу лицу с отличной квалификацией. Трибунал также может при избрании специалиста учитывать и другие причины – например, представленную специалистом стоимость экспертизы либо продолжительность ее выполнения.
Вывод специалисту вполне может быть заявлен по совместным причинам, поставленным для отвода арбитра (публикация 21 АПК РФ, публикации 16 и 18 ГПК РФ), а конкретнее:
— если специалист принимал участие в прошлом разглядывании дела в роли арбитра, прокурора, секретаря судейского совещания, агента, очевидца, эксперта либо переводчика;
— если специалист считается родным либо свойственником кого-то из лиц, участвующих в деле, или их представителей;
— если специалист имеет собственную причастность (непосредственную либо непрямую) в финале дела или есть другие происшествия, которые способны вызвать колебание в его беспристрастности;
— если специалист располагается либо раньше располагался в казенной либо другой связи от лица, участвующего в деле, либо его агента.
АПК РФ, также, учитывает следующее дополнительное основание для отвода специалиста (публикация 23): выполнение им проверки либо проверки, элементы которых стали предлогом для обращения в арбитражный трибунал либо применяются при разглядывании дела. Нужно отметить, что по резону процессуального законодательства аналогичное лицо приобретает статус специалиста в масштабах раздельно полученного процесса со времени его привлечения трибуналом к выполнению экспертизы, т.е. вынесения трибуналом определения о ее направлении. Как следствие вывод специалисту вполне может быть заявлен после вынесения такого определения.
По части 3 публикации 84 ГПК РФ лица, которые участвуют в деле, вправе находиться во время проведения экспертизы, помимо примеров, если такое наличие может воспрепятствовать изучению, совещанию специалистов и формированию решения. Арбитражный кодекс учитывает, что лица, которые участвуют в деле, не в состоянии находиться во время проведения экспертизы, если такое наличие может воспрепятствовать стандартной работе специалистов; при составлении специалистом решения и в стадии совещания специалистов и формулирования выводов наличие участников арбитражного процесса не разрешается (части 2 и 3 публикации 83 АПК РФ).
Так что, по общепринятому правилу лица, которые участвуют в деле, вправе находиться во время проведения экспертизы, если их наличие не вредит работе специалистов и формированию решения. При этом в арбитражном процессе, в отличии от штатского, наличие подобных лиц при составлении специалистом решения, и при совещании специалистов и формулировании выводов так или иначе считается непозволительным.
Специалист во время проведения экспертизы имеет следующие права (часть 3 публикации 85 ГПК РФ, часть 3 публикации 55 АПК РФ):
— представляться с элементами дела, относящимися к объекту экспертизы;
— просить перед трибуналом о предоставлении ему особых элементов и бумаг для изучения;
— задавать в судейском совещании вопросы лицам, участвующим в деле, и очевидцам.
По части 2 публикации 85 ГПК РФ специалист не вправе:
— собственноручно создавать элементы для выполнения экспертизы;
— входить в собственные контакты с участниками процесса, если это ставит под колебание его непричастность в финале дела;
— раскрывать данные, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, либо говорить кому-нибудь о итогах экспертизы, кроме трибунала, ее назначившего.
В АПК РФ отмеченные ограничения отсутствуют. Но такие действия, если они осуществлены специалистом, в арбитражном процессе могут быть расценены как происшествия, говорящее о причастности специалиста в финале дела (в установленном итоге экспертизы) либо о безосновательности решения. По обозначенной причине контакт сторон процесса со специалистом после его привлечения к изготовлению экспертизы должен быть по возможности минимизирован с целью обеспечения самостоятельности специалиста и объективности его решения.